Домой Железо Мы создаем общение. Обводный канал: история и мифы Архитектурный облик района

Мы создаем общение. Обводный канал: история и мифы Архитектурный облик района

Обводный канал (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически - акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Старожилы еще помнят мрачноватую шуточку: «Как найти Обводной канал? - Идите на запах...». Сегодня она уже неактуальна.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой , учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт ].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт ]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 - некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров . Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал - строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже - доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849-1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал – достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма – метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник - здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше – Балтийский вокзал - строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними - захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Недавно построили долгожданную станцию метро "Обводный канал". Как удобно: от Вуза - пару минут ходьбы. Хотя странно, что её вообще там построили: не так много людей там ездит.

Один раз я поздно закончил учиться на кафедре, и, разумеется, с очень немногочисленными попутчиками спускался по новым белым эскалаторам в метро. Повернув, как всегда, направо от безвкусного, плохо отфотошопленного панно, изображавшего перспективу Обводного канала в 19м веке, я прошёл мимо колонн по новой, блестящей плитке и стал ждать поезда. Вот только напрасно: я оказался на другой стороне платформы: по направлению к "Волковской". Как я мог ошибиться, если езжу каждый день? Списав на мою невнимательность, я перешёл к нужной половине платформы.

Взглянул на часы у тоннеля: пять минут нет поезда, взглянул на другой конец тоннеля - и осёкся - опять часы! Платформа - опять по направлению к Волковской. К другой платформ подошёл поезд, я рванул к нему и запрыгнул внутрь. "следующая станция - Звенигородская". Ну то-то же...Нельзя таким рассеянным быть.

На следующий день утром я поднимался по эскалатору "Обводного канала" бегом, чтобы успеть на первую важную пару. Закончив подъём, я нагнулся, чтобы завязать шнурок, и тут же услышал "Эй, отойди, не мешай подниматься!". Я остолбенел. Поднял глаза - я стою внизу, на платформе, у того же эскалатора, где был две минуты назад. Преодолевая боль в ногах, я пробежал эскалатор ещё раз, и, стоило мне отвлечься на наручные часы, я с ужасом заметил, что стою вновь внизу. Я решил подняться на "Волковской" и пройти пару километров пешком. Но не успел я дойти до поезда, как меня остановил чудной работник метро с большими усами и не менее большими погонами из золочёной нити, в старом головном уборе цвета индиго. Явно не работник метро, а если и работник - то выглядит так, как если бы был им до моего рождения

Вам обратно нельзя, пройдите к эскалатору

Почему? Эй, я просто сюда пройду хорошо?

Покажите ваш билет на проезд

какой ещё билет? жетоны у всех давно. или карточки

У меня БСК

Студенческий. Так я пойду?

Нет. Идите к эскалатору.

Люди делали вид, что не обращают на нас внимания. А может и не обращали? во всяком случае, и они выглядели странно. -Хорошо. Я пойду к эскалатору. - сказал я и рванул к уходящему поезду, и запрыгнул на подножку вагона, как зацепер на электричку.

Поднялся на другой станции я без проблем, но вот на метро больше не ездил. Однокурсники удивлялись, что я не езжу с ними, но они просто ещё не прочувствовали, что "Обводный канал" - самое аномальное место в Петербурге

Район Обводного канала в старину был окраиной города и пользовался дурной славой гиблого места. Сейчас это почти центр. Дома на набережной канала ремонтируют, красят, сдают в аренду для офисов, недавно открылась новая станция метро. Но позитивной атмосферы району это не добавляет.

Вид на Обводный канал (конец 19 - начала 20 века).
В дневнике пра-пра-дедушки я прочитала зловещую историю.

189* год
Из дневника Николая Вербина

В этот пасмурный день занесла меня нелёгкая на окраину, в район «Новой Канавы»*. Место неприятное и мрачное. Спешно идя вдоль берега, я старался не смотреть на тёмные воды, от одного взгляда на которые становилось беспокойно на душе. Вдруг будто-то какая-то сила заставила меня остановиться и повернуться к воде. Закружилась голова, и я опереся на перила - казавшиеся тонкой преградой между миром живых и миром мёртвых.

В мутной воде я увидел тело молодой женщины в белом одеянии, она лежала, скрестив руки на груди. На бледном лице застыла печать предсмертной боли.

*«Новая Канава» - одно из названий «Обводного Канала» в 19 веке.


Мои фото, сделанные при прогулке по набережной канала
Я подбежал к городовому и сбивчиво рассказал об увиденном.
- Опять кого-то привидения уволокли! – проворчал полицейский, отправляясь за мной.
Когда мы подбежали, никого на воде не было. Течение канала не могло унести тело далеко. Мы прошли вперед, но ничего не нашли.

Вам привиделось, - с облегчением вздохнул городовой.
Видя мое недоумение, он пояснил.
- Место тут гиблое, вот и мерещиться всякая чертовщина. И это хорошо, что вас за собой в воду привидения не потащили. Бывает тут такое частенько. Идет себе человек, и вдруг остановится и через ограду в воду… Сам видел…

Меня поразила уверенность городового. Обычно они посмеиваются над мистическими домыслами.

Привыкли мы уже, - продолжал собеседник, - одного такого самоубийцу мой товарищ спас. Успел за шиворот оттащить. Несчастный не сразу очнулся от чар привидений, потом начал рассказывать будто-то кто-то невидимый его силой в воду скинуть хотел.

Какие легенды хранит это мрачное место? Чьи души не упокоились? – спросил я.

Чьи души бродят, мне неизвестно. Они тут со старых времен, как поговаривают. Когда канал рыли, рабочие такие страсти рассказывали, - городовой перекрестился.

Я серьезно относился к мистицизму и задумался.
- Чтоб место такую темную силу имело, тут много людей должно быть убито, которых не похоронили по обряду.

Городовой со мной согласился.
- Еще говорят, что жил тут в старину чёрный колдун, который открыл ворота в Ад, вот чертовщина и лезет, - высказал он еще одно предположение.

Я перевел взгляд на тёмную воду канала, которая выглядела зловеще. Средь вод реки мне почудилось уродливое лицо, искаженное злобной гримасой. Казалось, что я даже слышал его смех. Глубоко вздохнув, я отвернулся - это стоило немалых усилий. Жуткая физиономия будто гипнотизировала.

Бывало и похуже, - вспомнил городовой, - в канал младенцев кидали, а потом следом кинуться хотели, когда поняли, что натворили…

Собеседник вдруг вздрогнул - будто неловкий прохожий задел его - и настороженно огляделся по сторонам.
- Не надо нам близко у воды стоять, - сказал он, спешным шагом отходя от ограды.
Я послушно последовал совету. На этом мы и простились.

История «Новой Канавы» не давала мне покоя. Я не мог не думать о таинственных призраках, которые манят людей тёмные воды.

История проклятья
Благодаря моему приятелю, увлеченному историей, мне удалось заполучить записи ученого, занятого изучением жизни народа карелов - былых хозяев земель, на которых построен Петербург.
Оказалось, что место «Новой канавы» пользовалось дурной славой еще до времен Петра Великого. Местные жители старались обходить его стороной.

В Средние Века шведский военачальник Торкель вторгся в карельские земли, и будучи добрым христианином разгромил языческое капище, расположенное на месте нынешнего канала…

Читая записи, я сам не заметил, как погрузился в сон.

Мне снились рыцари, огнем и мечом выжигающие ересь «дикарей». Кругом крики, стоны и огонь, испепеляющий все на своем пути…
Вдруг путь рыцарям преградил уродливый человек (похоже, его жуткое лицо померещилось мне в водах реки). Он стоял, подняв вверх руки, и что-то гневно бормотал, глядя на врагов. Можно предположить, что он насылал на их головы самые страшные проклятья. Один из рыцарей прервал речи колдуна, отрубив ему голову ударом меча.

Затем мой сон переменился. Я очутился в шатре военачальника шведских рыцарей. Он беседовал человеком, окутанным в черное, лица которого я не увидел… Удивительно, но я знал, о чем они говорят! Нужно остановить проклятье колдуна, иначе на захватчиков падёт самый страшный мор.

И снова сон переменился. Я увидел пять юных девушек в белых нарядах, их хладнокровно убили ударом кинжала. На мгновение лицо одной из них показалось мне знакомым - да, это ее тело я видел плывущим по водам «Новой канавы»…
Кровью несчастных дев обмазали гранитные плиты, а их тела бросили в яму вместе с телом колдуна.

Подручный маг рыцарей прочитал заклинание и осквернил святое распятье (как добрые христиане осмелились на такое святотатство?).
В этот момент вдруг раздался зловещий хохот, налетел вихрь, опрокинувший ель возле святилища…

Я очнулся. Затем, пролистав записи, я понял, что мне во сне привиделась история проклятья «Новой Канавы». Место, где свершилось столь чудовщное злодеяние, будет проклято навсегда!
Меня поразила жестокая расправа «благородных рыцарей» над юными карелками.

Злодеи хотели обезопасить себя от нечистой силы, но вместо этого выпустили зло на свободу…

Проклятья канала в 20 веке
Прочитав жуткую историю из дневника пра-пра-дедушки, я решила побывать на Обводном канале. Хотелось узнать, вызовет ли это место дискомфорт. Я старалась не думать о прочитанном, чтоб не внушить себе желаемые ощущения.
Подойдя к набережной канала, почувствовала беспокойство и желание уйти. Ужасно разболелась голова.

Когда я переходила через мостик с одного берега канала на другой, налетел сильный порыв ветра (хотя погода была безветренна). Мне послышался чей-то зловещий шёпот на незнакомом языке. Я вздрогнула, надеясь, что это всего лишь ветер просвистел в ушах.

Немного пройдя вдоль набережной, я встала у парапета.
- Не надо так близко у воды стоять, - окликнула меня пожилая женщина.
- Проклятье канала? - вдруг спросила я.
Прохожая, довольная, что я ее поняла, энергично закивала.

Мне мама много ужасов рассказывала, - вздохнула женщина. – И моя старшая сестра в канале погибла… Я всегда прихожу сюда в день ее смерти… Сестру я никогда не видела, она погибла до моего рождения, но в этот день меня сюда тянет… Хотя с этого района я давно переехала, видеть это место не могу!

Собеседница прослезилась.
Я спешно пробормотала слова соболезнования.

Мне мама много страшного рассказывала. Она еще девочкой была и слышала, как давно в 20е годы, когда теплотрассу прокладывали, тут откопали древние гранитные надгробия. Тогда в сверхъестественное не верили и разворотили всё. Но простые люди шептались, что злобный дух выпустили на свободу - жди несчастий.
Несчастья случились скоро, в 23-м году начались самоубийства, больше 80 человек погибло.

Гранитные плиты! Мне вспомнились строки дневника пра-прадедушки. Возможно, под этими плитами были похоронены убитые карелки и колдун.

Только одного сумоубийцу спасли, - продолжала женщина, - человек был уважаемый, лично с Лениным знакомый. Он рассказывал, будто какая-то сила его толкнула, но ему не поверили и упрятали в психушку.

Знатный "помполито" решился на самоубийство? Не верится!

Потом в 33м году снова начались массовые самоубийства, больше 100 человек погибло. И так каждые 10 лет… Я с ужасом жду 2013 года…
Женщина вздохнула.


Тёмные воды канала
- И все равно к воде подходить опасно в любой год, - продолжала она, - одиночные случаи самоубийств, как мама говорила, тут каждый год бывали… И я рада, что уехала из этого района, чтоб мои дети и внуки от этого места подальше были!
- Место жуткое, - поморщилась я.

Сама я тоже чуть не свалилась в воду, - женщина махнула рукой в сторону мостика, на котором мне послышался зловещий шёпот, - девчонкой была, глупой. Лет 13 мне было. Стояла, наклонившись над перилами, хоть родители запретили так делать. И вдруг мне захотелось в воду нырнуть, на самое дно опуститься… даже ниже дна… куда-то поглубже… И какой-то невидимка меня начал за плечи тянуть… Это хорошо что мимо люди проходили, о чем-то громко разговаривали, благодаря им я очнулась.
Собеседница повздыхала об ужасах проклятого места.

Мне вспомнилось, что участок пути на метро между станциями «Звенигородская» и «Волковская» (станция "Обводный канал" находится между ними) всегда вызывал у меня странное беспокойство. На этом пути всегда чувствовался какой-то неприятный холод. Хотелось, чтоб поезд местро побыстрее проехал это место. Тогда мистическую историю я не знала, а станция "Обводный канал" не была открыта.

Говорят, что на Обводном канале всегда ветер, даже если в городе штиль.


Здания заброшенных старых довоенных заводов


В начале 20 века Обводный канал был заводской окраиной

Стихи об Обводном канале

Группа "Тамбурин"
По обводному каналу

Рекомендую послушать песню. Очень понравилась.

Мимо фабрик, вокзалов, в цепочке мостов
Сонно тянется серая змейка,
Змейка мутной воды, уносящей мечты
Далеко, далеко к синим рекам.


Обогнув свой квартал, тихо шел человек,
Столь знакомый мотив напевая.



И мелькание дней непохожих.

Всё бежит, всё бежит, всё куда-то спешит,
Забываясь и снова встречаясь.
На скамейке в саду мирно дремлет старик,
Улыбаясь, о чем-то мечтая, -

По Обводному каналу вечно ветер гуляет,
Дует в спины и лица прохожих,
Звонких рельсов узлы, пыль с машин грузовых
И мелькание дней непохожих.

Николай Заболоцкий
Обводный канал

В моем окне на весь квартал
Обводный царствует канал.

Ломовики, как падишахи,
Коня запутав медью блях,
Идут, закутаны в рубахи,
С нелепой важностью нерях.
Вокруг пивные встали в ряд,
Ломовики в пивных сидят.
И в окна конских морд толпа
Глядит, мотаясь у столба,
И в окна конских морд собор
Глядит, поставленный в упор.
А там за ним, за морд собором,
Течет толпа на полверсты,
Кричат слепцы блестящим хором,
Стальные вытянув персты.
Маклак штаны на воздух мечет,
Ладонью бьет, поет как кречет:
Маклак - владыка всех штанов,
Ему подвластен ход миров,
Ему подвластно толп движенье,
Толпу томит штанов круженье,
И вот она, забывши честь,
Стоит, не в силах глаз отвесть,
Вся прелесть и изнеможенье.

Кричи, маклак, свисти уродом,
Мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
Иная движется река:
Один сапог несет на блюде,
Другой поет хвалу Иуде,
А третий, грозен и румян,
В кастрюлю бьет, как в барабан.
И нету сил держаться боле,
Толпа в плену, толпа в неволе,
Толпа лунатиком идет,
Ладони вытянув вперед.

А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.


Современное здание торогового центра. Там же вход в метро

Тикки Шельен ("Башня Rowan")
Обводный канал

Слушать песню

Я живу в горбатом полусонном переулке, и в моем горбатом сердце печаль.
Бог есть любовь, а что за любовь без пива, значит, вместе мы отыщем Грааль.
Время растянется и лопнет, время хлопнет по лбу, как резиновый мяч.
Времечком по темечку – и вышибет вон.
Тише, мой горбатый друг, Танечка, не плачь!

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Однажды вечером наступит лето,
И я окликну тебя с того света,
Подари от меня букет фиалок самой голосистой медсестре.
Типа лето на дворе.

Тяжело быть толстым, только толстый может до конца оценить размер.
Мир не любит толстых, и поэтому к толстым применяется множество мер.
Никогда не верь веселым толстякам, каждый толстый изнутри больной.
Это Бог наполняет его грустью, заставляет
Груз грусти таскать с собой.

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Летний вечер настанет однажды,
И мы с тобою умрем от жажды,
И я дам тебе испить из одного со мной бокала
Воды Обводного канала.

А по Обводному каналу течет мое резиновое время,
И черно-красный Треугольник молча салютует ему.
Где-то там, на Турухтанных островах,
где пожилые турухтаны поют на ветвях,
там находится все, что когда-то кануло во тьму.
Твое потерянное детство.
Мой ненайденный Грааль.

Все вращается, друзья мои,
Мир вращается, друзья мои.
Однажды летом наступит вечер,
И мы пойдем с тобой друг другу навстречу,
И отдадим друг другу ключи от наших самых сокровенных городов.
Такое дело, любовь


Вид на проспект через канал.

Станция метро
Современная стильная станция метро "Обводный канал".

Из большого количества каналов и проток Невы, вдоль и поперёк пронизывающих историческую часть Санкт-Петербурга, Обводной канал резко выделяется, как своей протяжённостью, так и своеобразием внешнего облика. На это есть свои причины. Попробуем присмотреться внимательнее к самому длинному в городе каналу. Кстати, в исторических источниках встречаются оба варианта его названия - "Обводный" и "Обводной".

Как строился Санкт-Петербург

Нередко приходится слышать вопрос о том, зачем вообще было необходимо прокладывать в городе Обводной канал. Но его существование обусловлено несколькими причинами. Северная столица Российской Империи была основана Петром Первым в очень непростом месте. Для того чтобы данный субъект соответствовал статусу большого европейского города, при его строительстве приходилось решать сложнейшие инженерные задачи, связанные с подготовкой территории под застройку и осушением болот. Кроме периодически подвергалась мощным наводнениям от нагонной волны со стороны Финского залива. В соответствии с уровнем технических представлений восемнадцатого века, эти проблемы и должен был разрешить Обводной канал.

Проект защиты от наводнений

Инженеры восемнадцатого века предполагали, что наличие большого канала в периферийной части города сможет понизить уровень воды в Неве в его центральной части во время наводнений. Кроме того, Обводной канал должен был играть роль фортификационного сооружения, защищающего столицу от вражеского нападения с южного направления. Несмотря на то что функция защиты от наводнений не нашла подтверждения на практике, город приобрёл на южном рубеже надёжную границу. На ней было удобно ставить полицейские и таможенные заставы. Помимо этого, канал играл роль барьерного фактора, препятствующего распространению инфекций и эпидемий.

Обводный канал, Петербург. История строительства

Первый большой участок был проложен ещё во второй половине восемнадцатого века. Он строился с 1769 по 1780 годы и соединил реку Екатерингофку с Лиговским каналом. Это было главным образом фортификационное укрепление, усиленное со стороны города земляным валом. Строительство восточного участка канала возобновилось почти через сорок лет. Завершено оно было к 1833 году. Канал имел достаточную глубину и ширину для обеспечения сквозного судоходного сообщения по всему южному обводу города. Это в дальнейшем имело существенное значение для развития промышленности и торговли на окраине столицы. Обводный канал, помимо прочего, обеспечивал возможность быстрой доставки сырья, товаров и материалов к развивающимся предприятиям. Строительство было сопряжено с необходимостью возведения капитальных мостов в местах пересечения трассы канала с дорогами, ведущими в Санкт-Петербург с южного направления.

Архитектурный облик района

Общая протяжённость судоходной трассы вдоль южной окраины Санкт-Петербурга составила чуть более восьми километров. Набережная Обводного канала начала быстро заселяться ещё до полного завершения его строительства. Вдоль обоих его берегов начали стремительно возводиться жилые дома, ремесленные мастерские, фабрики и торговые предприятия. Архитектурный облик окраины изрядно отличался от аристократического центра столицы Российской империи. На набережной Обводного канала не было ни дворцов, ни роскошных особняков. Определяющим архитектурным фактором здесь выступала функциональность, здания и сооружения должны были приносить доход. А их внешний облик имел второстепенное значение. В основном здесь селились городская беднота и средний класс. Тем не менее, архитектура набережной Обводного канала обладает своеобразной выразительностью и колоритом рабочего, а нередко и криминального предместья.

Своеобразие Обводного канала

Сложно сказать, насколько обусловлена объективными обстоятельствами устойчивая негативная аура этой питерской окраины. Но информация по Обводному каналу устойчиво фигурирует во многих периодических изданиях города в разделе "Уголовная хроника" ещё с середины девятнадцатого века. Это нашло своё отражение и в некоторых произведениях искусства. И в старинных детективах и в современных телевизионных сериалах действие часто разворачивается именно в кварталах, расположенных на набережной Обводного канала. С этими же местами связано множество легенд, мистически окрашенных загадок и происшествий. Но многие считают, что криминогенность и загадочность района сильно преувеличены.

Транспортная инфраструктура

Во второй половине девятнадцатого века на внешней стороне Обводного канала строятся два крупных железнодорожных узла - Варшавский и Балтийский. Архитектура и оформление этих зданий заметно выделяются на общем фоне застройки района набережной. По замыслу зодчих, вокзалы в Российской империи должны были отражать растущую мощь государства. Средства на их проектирование и возведение экономить было не принято. Вокзалы на набережной Обводного канала были удачно привязаны к общей инфраструктуре городского транспорта. А в настоящее время действующим является только Балтийский. С него осуществляются пассажирские перевозки в юго-западном направлении.

Метро

Любой район современного мегаполиса не может быть полноценно интегрирован в жизнь города без привязки к схеме метрополитена. В непосредственной близости от набережной Обводного канала расположены три станции метро. "Балтийская" Кировско-Выборгской линии была открыта в 1955 году, расположена на одноимённом вокзале. "Фрунзенская" Московско-Петроградской находится поблизости от здания бывшего Она функционирует с принципиальной важности для жителей набережной стало открытие в декабре 2010 года станции метро "Обводной канал" Фрунзенско-Приморской линии Петербуржского метрополитена. В перспективе ей суждено будет стать пересадочной. С неё будет осуществляться переход на станцию "Обводный канал-2" Красносельско-Калининской линии. Наземный вестибюль находится на самом бойком месте набережной - на пересечении её с Лиговским проспектом. Вполне соответствует историческому облику района дизайн и архитектурное оформление станции метро.

Обводной канал, после реконструкции

Традиционно в периферийной части больших городов принято размещать грузовые и пассажирские терминалы для сообщения с близлежащими регионами. Но автовокзал на набережной Обводного канала был открыт в 1963 году, когда граница города естественным образом уже успела переместиться далеко на юг. Но для пассажиров, прибывавших в Ленинград, это было вполне удобно. С автовокзала на Обводном канале осуществлялись не только пригородные, но и междугородние пассажирские перевозки. Перед трёхсотлетним юбилеем Санкт-Петербурга автовокзал подвергся реконструкции и был приведён в соответствие с современными представлениями о том, каким должен быть пассажирский терминал в мегаполисе. Сегодня он используется как для сообщения с городами и посёлками Ленинградской области, так и для более дальних пассажирских перевозок, до Ставропольского края включительно. Осуществляются с автовокзала и международные рейсы в Финляндию, Эстонию, Латвию и Беларусь.

Обводный канал сегодня

Давно уже прошли те времена, когда Обводный канал служил южной границей города. Сегодня он находится ближе к центру, чем к окраине. За последние годы и десятилетия сильно изменился и внешний облик всего района. Сейчас он мало чем напоминает рабочее предместье и выглядит вполне респектабельно. Построено много новых современных проведена капитальная реконструкция старых домов. От некоторых исторически и архитектурно значимых зданий сохранились только привычные всем фасады. В районе кипит активная деловая и торговая жизнь, функционируют множество коммерческих структур и развлекательных заведений. По свидетельству экспертов в области вторичного оборота жилой и коммерческой недвижимости, район набережной Обводного канала достаточно высоко котируется в риэлтерских структурах. Это означает, что многие коренные питерцы готовы обосноваться в этом, когда-то считавшемся малопрестижным, районе. Привлекательность его ещё более увеличилась после пуска в эксплуатацию в 2005 году вышеупомянутой станции метро.

Обводный канал в будущем

В настоящее время в стадии активного обсуждения находится вопрос о самом существовании Обводного канала в его нынешнем виде. Многим представляется рациональной идея засыпать канал и на его месте построить современную автомагистраль, обеспечивающую сквозное движение из восточной части Санкт-Петербурга в западную. Такое решение позволило бы радикальным образом разгрузить от транспортных потоков центральную историческую часть Северной столицы. Но против этой идеи категорически выступают экологи и граждане, не равнодушные к историческому и архитектурному наследию своего города. Они напоминают о том, что Обводный канал - важнейшая часть единой гидрологической схемы, и его ликвидация будет иметь катастрофические последствия для всей дренажной системы, обеспечивающей жизнедеятельность большого города. Кроме того, в него впадает несколько речек и ручьёв, и просто так его засыпать не получится. Но в настоящее время никаких конкретных решений о будущей судьбе самого протяжённого в Санкт-Петербурге канала пока ещё не принято. Помимо прочего, Обводный канал имеет статус исторического наследия. И самовольно принимать решения о его ликвидации местные власти не имеют права.

Новое на сайте

>

Самое популярное